Работа одна, специфика – разная: мерчендайзинг на любой вкус .
Пока еще роботы не заменили людей во всех сферах жизни, без мерчендайзеров в современном ритейле не обойтись. Несмотря на то, что оплачивается этот труд по средней зарплатной планке, в нем есть и свободный дух творчества, и возможность регулировать график, и несложное трудоустройство. Но каждый товар, на котором работает мерчендайзер, диктует свои особенности и условия труда.
Цветочный мерчендайзинг
О, цветы – это вам не хлеб и колбаса, товар это необычный, сложный. Конечно, если специалист знает основы мерчендайзинга, он справится и с цветочными витринами, но недолговечный и хрупкий товар требует особого отношения. Именно с цветами великолепно работает принцип изобилия. Когда цветов много, продаются они намного лучше. Стоит остаться парочке экземпляров – и все, как отрезало: остатки никому не нужны. Есть хитрость: такие два-три цветка стоит сразу убрать с витрины и использовать в букетах. Есть и правило: лучше закупить по двадцать пять роз четырех сортов, чем десять по десять.

Еще особенности размещения в цветочном мерчендайзинге: «горячей точкой» является стол флориста: пока он собирает букет, покупатель ждет и рассматривает ближайшие к нему товары – подарочные пакеты, открытки, мягкие игрушки, шарики, сувениры.
Расположить все эти милые сердцу мелочи рядом с флористическим столом значит увеличить продажи минимум на 10 процентов. Без шума и пыли, как говорится!
ВАШЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО ОПЛАТИТ РАБОТОДАТЕЛЬ:
Если продавец слышит фразу: «Цветы у вас подгуляли», это значит, что мерчендайзер не уследил, и на витрине появился один вялый цветок, который автоматически стал маркером несвежести всего ассортимента.
И о витринах. В европейских цветочных магазинчиках есть тренд выносить горшки с цветами на улицу и создавать эффект домашней простоты без спецэффектов и визуальных трюков. В России же флористы любят смелость и эксперименты, а потому вместе с мерчендайзерами создают настоящие произведения искусства в цветочных витринах с огромным количеством визуальных эффектов.
Мерчендайзер мясной и колбасной продукции
Скажем сразу: это разные отделы и разные витрины. Работа со свежим мясом предполагает, что мерчендайзер все время будет занят то рядом с холодным цехом и морозильными установками, то с холодильниками и витринами в торговом зале. Для здоровья такие условия труда привлекательными не назвать. Проблема неприятных запахов, коротких сроков годности, чистых от крови витрин и привлекательности продукции диктует свои правила игры:
- сырое мясо делится по видам – свинина, баранина, говядина, птица, причем красная говядина лучше смотрится в черных впитывающих лотках, а птица – в белых или желтых;
- упаковка для мяса должна быть прозрачной, чтобы можно было оценить свежесть и внешний вид;
- если мяса на прилавках и полках мало, покупатели воспринимают это как попытку продать им залежалый несвежий товар и ничего не берут;
- мясо — отличный сосед свежей рыбе и морепродуктам, но не должно быть рядом с хлебом, сладостями и бытовой химией;
- никаких красных ламп и красной подсветки в колбасном отделе – это считается моветоном;
- колбасы группируют по категориям, и каждая из них в идеале должна иметь срезы, чтобы можно было посмотреть, понюхать и сравнить; в хороших торговых точках срез колбас постоянно обновляют, и мерчендайзер следит за этим.
Нюанс работы мерчендайзером на мясных и колбасных изделиях – постоянная оглядка на правила СЭС. Статистика показывает, что грамотная работа мерчендайзера по мясу увеличивает на треть продажи всех товаров в магазине.
Мерчендайзер бытовой химии
Бытовая химия – огромный ассортимент ходовых товаров: порошки и гели для стирки, чистящие и моющие средства, шампуни, кондиционеры, бальзамы, уходовая косметика, краски для волос, зубные пасты, репелленты, губки, тряпки и так далее до бесконечности.

Какие-то товары этой категории очень тяжелые, какие-то опасны, если их разлить или рассыпать, потому в задачу мерчендайзера входит не только правильная выкладка, но постоянный контроль за упаковкой. Бытовая химия – это переноска тяжестей, вероятность аллергии на запахи, работа с химическими веществами. Все товары делятся и расставляются по категориям и сферам применения. Стиральные порошки не стоит ставить рядом со средством для унитазов, но очень даже стоит – с пятновыводителями и кондиционерами для белья.
Аптечный мерчендайзинг
Как бы удивительно это ни прозвучало, но в современной аптеке для повышения продаж тоже нужен мерчендайзинг. Конечно, его работа не будет касаться рецептурных препаратов или того, что обязан знать и уметь фармацевт. Но нынешний формат аптек имеет огромное сходство с супермаркетами, ведь, кроме лекарств, там продают витамина и БАДы, медицинские товары, средства от насекомых, солнцезащитные средства, косметику, сопутствующие товары – и во всем для товарооборота этом важна грамотная расстановка;
- важно выделение групп препаратов и зонирование — гомеопатия отдельно, витамины отдельно, сердечно-сосудистые препараты отдельно;
- все упаковки лекарств должна «смотреть» на покупателя лицевой стороной;
- нужно чередовать дорогие препараты с доступными по цене;
- если полки пустуют, это потеря прибыли, мерчендайзер должен заполнить весь объем;
- «слепые» зоны, углы и ниши используют иначе: можно установить кулер для тех, кому необходимо выпить таблетку, столик с тонометром для тех, кому нужно померить давление.
Аптечные мерчендайзеры работают со схемами и планограммами, учитывают сезонность некоторых товаров и самые ходовые препараты, но в зону компетенции фармацевтов вмешиваться не могут, такова специфика.