Мерчендайзер наш и заграничный

Кому в магазинах жить хорошо

Где бы ни работал мерчендайзер, в какой бы точке мира он ни раскладывал товары на полках, главная его задача везде одна – чтобы покупатель оставил на кассе больше денег. Жонглирование выкладкой и оформлением витрин и стендов должно вести к цели: покупатель видит новые товары в привлекательном ракурсе, но не забывает о привычных позициях. От того, как сработает на своем боевом посту мерчендайзер, будет зависеть, приобретет ли торговая точка лояльного постоянного покупателя или он уйдет к другим. Как работают и что делают мерчендайзеры в России, мы писали не один раз, а как обстоят дела в других странах?

мерчендайзер заграницей

Стоит ли овчинка выделки

Работа мерчендайзеров – не сахар и не мед. Свои деньги они зарабатывают тяжелым физическим трудом, особенно если приходится совмещать две-три работы на разные компании. Ведь за время пандемии и взрывного спроса на онлайн-торговлю вакансии и зарплаты «мерчей» зависли на паузе, а на рынке труда стали развиваться и расти другие профессии, в основном, речь о курьерах по доставке. Сейчас мерчендайзеры – крайне востребованная профессия, и кадровые специалисты уверяют, что рано ее еще списывать со счетов: вслед за спросом подрастет и предложение, и баланс занятости и оплаты труда выровняется.

Какие сейчас известны цифры по России:

  • частичная минимальная занятость в регионах приносит доход от 5 до 15 тысяч рублей;
  • средний чек мерчендайзера по стране – около 27 тысяч рублей;
  • средняя заработная плата мерчендайзеров по Москве – 32 тысячи рублей;
  •  зарплата сильно зависит от региона: в Камчатском крае – около 35 тысяч, в Карелии – 25 тысяч, а в Башкортостане – от 21 тысячи рублей;
  • максимальная зарплата для «мерчей» с личным автомобилем, хорошим опытом работы и высшим образованием – около 70 тысяч рублей.

Если мерчендайзер готов взять дополнительную нагрузку как водитель, грузчик, торговый представитель – его чек растет, но и сложность работы увеличивается многократно. Работая на износ, люди должны понимать мотивацию, для чего это нужно. Вероятно, работодателям пора задуматься о мотивации людей и увеличить зарплатный чек.

А что там у других?

Всегда интересно – как дела у соседей? Мерчендайзинг – необходимый элемент современного маркетинга, единственное, его не всегда оценивают по достоинству. Как показывает статистика за прошлый пандемийный год, братья-казахи труд мерчендайзеров оценивают примерно в 88 тысяч казахских тенге (один казахский тенге равен 0,17 рубля). Но зарплаты сильно зависят от географии: если в Астане и Алматы мерчендайзер может рассчитывать на 160 тысяч тенге и выше, то в Павлодаре и Актау ставки сильно снижены, и люди получают от 45 тысяч тенге.

В братской Беларуси статистика зарплат по крупным городам, а это Минск, Гродно, Гомель, Бобруйск, Витебск, Брест, показывает средний доход мерчендайзера на уровне 450 белорусских рублей (один белорусский рубль равен примерно 29 рублям).

В Украине «вилка» доходности в мерчендайзинге просто огромна: если на старте в небольшом городе вроде Сум или Херсона «мерч» зарабатывает от 3500 до 5000 гривен, то в столичном Киеве и «жирных» Днепропетровске и Одессе в среднем получает от 12 до 18 тысяч гривен (одна украинская гривна равна ок. 2,7 рубля).

При этом суть работы не отличается от России: в обязанности входит выкладка товаров, заказ недостающего ассортимента, контроль товаров на складе, проведение рекламный акций и (что очень важно!) ценники.

Что русскому плохо, американцу стабильно

В Америке мерчендайзинг в большом почете, и в этой области специалистам есть куда расти и где делать карьеру. Вариант работы «мерчем» всегда можно выбрать по себе: стабильность с минимальным доходом от 12 долларов в час и средним годовым чеком от 20 тысяч долларов или обучение и опыт работы с максимальным чеком от 49 тысяч долларов в год. Опыт определяет градацию зарплат, но совсем не в геометрической прогресиии: если мерчендайзер в профессии менее пяти лет, то может рассчитывать на 20-26 тысяч долларов, опыт работы до десяти лет дает средней чек от 28 тысяч долларов, если же человек в профессии двадцать лет и более, чаще всего заработок составит от 31 тысячи долларов в год. Рост есть, конечно, но не такой впечатляющий. Самое сложное, что придется освоить  американскому «мерчу» — программу Microsoft Office и тонкости инвентаризации продукции.

Для старой доброй Европы, в частности, для Германии  Австрии, мерчендайзинг – традиционная деятельность для приезжих. Работать мерчендайзером можно без диплома и образования, достаточно будет физической выносливости, базового знания языка и желания работать. Вакансии в торговых сетях всегда есть, правда, сейчас, в связи с закрытием или ограничениями оффлайн-торговли в основных европейских странах, профессия резко теряет популярность. «Фишка» в Европе в том, что торговые сети и компании не занимаются поиском специалистов самостоятельно, этот професс отдан на откуп крупным аутсорсинговым агентствам.

Загадочные азиаты

В азиатских странах продажи развиваются по-своему. Менталитет китайцев, корейцев, японцев таков, что еда является национальным культом, традицией и смыслом жизни. Если мы, русскоговорящие, приветствуем друг друга фактически пожеланием здоровья, то китайское «здравствуйте» дословно можно перевести как «Ты поел?». Рынок питания огромен, товаров — миллионы позиций в ассортименте. При этом в той же Японии треть населения страны – люди пожилого возраста, и сильных молодых рабочих рук не хватает. В Китае рабочих, конечно, более чем достаточно, но коронавирус и онлайн-торговля перенесли фокус стабильного среднего заработка в сферу доставки. Более того, Азия берет курс на полную автоматизацию мерчендайзинга.

В азиатских странах – бум на автономные точки торговли (магазины без персонала и продавцов), таких магазинов с электронной оплатой, кассами самообслуживания  и транспондерами все больше. Но, конечно, даже они не могут обойтись ни без работников торговых залов, ни без мерчандайзеров, хотя усиленно к этому движутся.

Японцы уже создали и вовсю усовершенствуют робота-аватара, похожего на кенгуру. Этот робот ловко управляется что с бутылками, что с хрупкой посудой. Разработка компании Telexistence работает мерчендайзером под управлением удаленного оператора с применением технологий виртуальной реальности. До 2022 года в Токио обещают заменить такими трехпалыми «кенгуру» мерчендайзеров в двадцати крупных торговых точках. Искусственный интеллект и машинное обучение, похоже, вытеснят мерчендайзеров с азиатского рынка труда в самые ближайшие годы.

Приглашаем на работу мерчендайзеров. Свяжитесь с нами с помощью страницы «Контакты».